· · · ·
Страница 1 из 11
Модератор форума: Jonny 
Форум » Военная история » Знаменитые сражения » Конфликт на реке Халхин-Гол (май - сентябрь 1939)
Конфликт на реке Халхин-Гол
Andrey_HardДата: Суббота, 05.01.2013, 12:34 | Сообщение # 1
Танковых дел мастер
Группа: модераторы
Сообщений: 41
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:

Командарм 2-го ранга Г.М.Штерн, маршал МНР Х.Чойбалсан и комкор Г.К.Жуков на командном пункте Хамар-Даба


1. Предыстория

В июле 1927 года Япония приняла и опубликовала так называемую «Политическую программу в отношении Китая». Этот документ декларировал, что Монголия и Маньчжурия являются предметом особого интереса Страны восходящего солнца. Буквально через несколько дней генерал Танака Тиити вручил японскому императору меморандум, в котором уже без всяких дипломатических экивоков говорилось: «Для того чтобы покорить Китай, мы должны прежде покорить Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы покорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай».

Неизбежным и чрезвычайно важным этапом осуществления своих воинственных замыслов в Японии полагали военный разгром СССР. Однако в конце 1920-х годов страна была не готова к такому глобальному конфликту. Поэтому японцы решили на данном этапе ограничиться завоеванием Маньчжурии.

В это время в японской армии возникло так называемое «молодое офицерство», которое составляли выходцы из городской и деревенской мелкой буржуазии. Эти люди были весьма агрессивно настроены и считали японскую государственную политику недостаточно решительной. Зато им самим решительности было не занимать. С 1930 года «молодыми офицерами» был совершен ряд попыток переворота и политических убийств. Террор и активная пропаганда привели к росту военных настроений в Японии. В сентябре 1931 началось вторжение в Маньчжурию.

1 марта 1932 года оккупация Маньчжурии была завершена. На ее территории было создано государство Маньчжоу-го, формально возглавляемое императором Пу И. Реальной власти император не имел, страна целиком и полностью следовала политическому курсу Страны восходящего солнца. Посол Японии в Маньчжоу-го, командующий Квантунской армией, имел право наложить вето на любое решение «марионеточного» императора.

Вскоре после оккупации Маньчжурии Япония предъявила Советскому Союзу претензии на территории возле озера Хасан и реки Туманная. С 1934 по 1938 годы было совершено 231 нарушение границы со стороны японцев, из которых около 35 вылились в серьезные боевые столкновения. В конечном счете японцы дважды — 9 и 20 июля — вручали советскому правительству ноту с требованием немедленно покинуть спорные территории. Нота была отклонена, и 29 июля японцы напали на советские войска. В ходе конфликта, продолжавшегося до 11 августа 1938 года, Красная Армия хоть и допустила ряд досадных ошибок, однако нанесла японцам решительное поражение.

Поражение в боях у озера Хасан пошатнуло авторитет японской армии. Военщина, в руках которой фактически находилась власть в стране, не могла допустить такого развития событий. Эхо последних выстрелов хасанского столкновения еще не успело затихнуть в маньчжурских сопках, а Токио уже готовило планы нового нападения на СССР, значительно более масштабного, чем только что завершившийся конфликт.

Победоносная кампания была необходима Японии не только для того, чтобы вылечить раненое самолюбие. Еще в 1936 году Советский Союз подписал с Монгольской Народной Республикой пакт о взаимопомощи. В соответствии с этим пактом на территории Монголии базировался 57-й особый корпус РККА — крупная группировка советских войск, состоявшая из более чем 30 тысяч человек, 265 танков, 280 бронемашин, 107 самолетов, а также большого количества вспомогательной техники и артиллерийских орудий. Японцы строили недалеко от границы с Монголией ветку железной дороги, и такое соседство их совершенно не радовало. Кроме того, СССР оказывал военную помощь Китайской Республике, которую Япония очень хотела завоевать.

2. Конфликт начинается

Япония успела разработать два варианта плана нападения на Советский Союз. Но воспользоваться ими Квантунской армии так и не довелось. Бои начались не в начале 40-х годов, как рассчитывали военачальники Страны восходящего солнца, а в мае 1939 года.

В своей начальной стадии конфликт у Халхин-Гола был как две капли воды похож на стычку у озера Хасан. Только в этот раз территориальные претензии Япония предъявила Монголии, а не СССР. Точнее, претензии были предъявлены со стороны маньчжурских властей. Но, как уже указывалось ранее, Маньчжоу-го не имело права на самостоятельную политику. Так что фактически именно Токио потребовало от Монгольской Народной Республики переноса границы между ней и Маньчжурией на реку Халхин-Гол, хотя по всем документам пограничная черта проходила восточнее на 20-25 километров. Возражения монгольской стороны, равно как и предъявленные документы, подтверждающие правильность расположения границы, Япония проигнорировала. Начались вооруженные провокации, как и на Хасане. Только масштаб их был куда серьезней. Если в 1938 году японцы нарушали рубежи СССР небольшими группами, то в Монголию врывались подразделения численностью до батальона личного состава. Фактически конфликт уже начался, хотя официально война объявлена не была.

11 мая 1939 года считается датой начала первого этапа противостояния у Халхин-Гола. В этот день отряд японо-маньчжурской кавалерии численностью около 300 человек при поддержке 7 бронемашин напал на монгольский пограничный отряд около Номон-Хан-Бурд-Обо. Уничтожив около 20 пограничников, нападающие вышли на восточный берег реки Халхин-Гол.

С 14 мая развернулись активные действия японской боевой авиации. Атакам с воздуха подвергались пограничные заставы и военные аэродромы. Командовал воздушными силами Японии в зоне конфликта известный летчик-ас Моримото. Пока работала авиация, Квантунская армия спешно перебрасывала к месту боев дополнительные силы. Предусмотрительные японцы хорошо подготовились: на территории Маньчжурии для солдат были заблаговременно построены казармы, для боеприпасов и снаряжения — склады.

3. Развитие событий


Получив сведения о сосредоточении войск противника, штаб 57-го корпуса РККА приказал усилить охрану государственной границы Монгольской Народной Республики. К исходу дня 29 мая в район боев подошли передовые части 9-й мотоброневой бригады. При этом техника прошла своим ходом около 700 км, что для тех времен было весьма впечатляющим показателем. Также к границе был подтянут 149-й стрелковый полк. Но, несмотря на это, японские войска имели превосходство над объединенными монгольскими и советскими частями в 2,5 раза в живой силе и до 6 раз в бронемашинах. В танках перевес был на стороне СССР — 186 против 130.

Ранним утром 28 мая японцы начали наступление большими силами. Их целью было окружение и уничтожение советско-монгольских частей на восточном берегу Халхин-Гола. Атаку поддерживало около 40 самолетов, наносивших бомбовые удары по переправам, тылу и расположению советских и монгольских подразделений. Весь день шли упорные бои. Японцам удалось выдавить со своих позиций части монгольской кавалерии, а также сводный отряд старшего лейтенанта Быкова, оборонявшийся вместе с ними. Советско-монгольские войска отошли в холмы недалеко от устья реки Хайластын-Гол (приток Халхин-Гола). Осуществить окружение японцам не удалось. При попытке переправы огнем советской артбатареи лейтенанта Бахтина японцам был нанесен серьезный урон. Атака Квантунской армии захлебнулась. Удалось захватить японскую штабную карту, на которой было обозначено расположение японских войск. Также карта прямо указывала, что бои идут именно на монгольской территории, следовательно нападение японцев следует рассматривать именно как агрессию, а не попытку восстановить справедливость.

29 мая накал боев не уменьшился. Силы РККА и монгольской армии перешли в контрнаступление, поддержанное двумя дивизионами артиллерии. К вечеру японцев отбросили на 2 километра от реки. Только убитыми японская армия потеряла более 400 солдат и офицеров, было захвачено немало трофеев.

Первые серьезные бои показали, что сил для отражения японской агрессии у Халхин-Гола сосредоточено недостаточно. Началась концентрация подкреплений. Подошла советская танковая бригада, 3 мотоброневых бригады, моторизованная стрелковая дивизия, тяжелый артиллерийский дивизион, монгольская кавалерийская дивизия и более 100 истребителей. На линии государственной границы МНР было выставлено боевое охранение.

После этого в течение всего июня наземных боев не велось. Зато развернулось крупное воздушное сражение. Пока советские и японские летчики бились за небо Монголии, сменился командир 57-го особого корпуса. Вместо Н.Ф. Фекленко, чьи действия сочли недостаточно решительными, был назначен Г.К. Жуков, в будущем — легендарный советский полководец.

4. Завершающий раунд


К июлю японское командование разработало план дальнейших действий, называвшийся «Второй этап номонханского инцидента». Он предусматривал сильную атаку правым флангом японских сил с целью окружения и уничтожения советско-монгольских войск. Командир японской группировки генерал-лейтенант Камацубара писал в приказе, что боевой дух противника низок, и пришла пора нанести решительный удар.

2 июля началось японское наступление. После артиллерийской подготовки пехотные и танковые части правого фланга под командованием генерала Ясуоки пошли в бой первыми. Японцы сразу же ввели в бой около 80 танков, оттеснив части советского охранения на юго-западе.

В ночь с 2 на 3 июля вторая атакующая группировка, которой командовал генерал Кобаяси, форсировала Халхин-Гол и после жестоких боев заняла гору Баин-Цаган. Выбив противника, японцы немедленно принялись укрепляться, строить блиндажи и рыть окопы. Японские пехотинцы на руках втаскивали на гору противотанковые и дивизионные орудия.

Захват господствующей высоты давал возможность японцам нанести удар в тыл обороняющимся советско-монгольским войскам. Понимая, что положение складывается критическое, Жуков бросил в бой заблаговременно созданный подвижный резерв. Без разведки и пехотного сопровождения, прямо с марша, в атаку пошла 11-я танковая бригада. Ее поддерживали бронеавтомобили монгольских войск, а также авиационные части.

Удар советских танкистов, сопровождаемый огнем всей имеющейся в наличии артиллерии и воздушными атаками, потряс японцев. Они еще не успели развернуть организованную оборону, однако все равно держались изо всех сил. Усилив артиллерийский огонь, они сумели подбить 15 советских танков. Вообще, без пехотной поддержки танковой бригаде было очень тяжело. Только к середине дня с запада ударил 24-й пехотный полк. Танки и пехота, несмотря на яростное сопротивление, упорно продвигались вперед. Японцы оказались замкнуты в полукольцо и оттеснены практически к самой вершине горы. Здесь оказались зажаты все японские войска, переправившиеся на западный берег Халхин-Гола. С обеих сторон в бою участвовало около 400 танков, более 800 артиллерийских орудий, несколько сотен самолетов.

В 15 часов 5 июля японцы не выдержали натиска и начали беспорядочно отступать за реку. Из-за преждевременного взрыва понтонного моста японскими саперами, много солдат и офицеров утонули, пытаясь спастись вплавь. Только двухметровая глубина Халхин-Гола и болотистые берега помешали нашим танковым частям преследовать врага.

Решение Жукова об атаке японцев с ходу изначально вызвало немало возражений и претензий. Однако по итогам было признано, что в сложившейся ситуации оно было единственно возможным. После разгрома у Баин-Цагана японцы больше не рисковали переправляться на западный берег Халхин-Гола.

Жуков начал готовить наступление. 57-й особый корпус был развернут в 1-ю армейскую группу под командованием Г.М. Штерна. Стали подтягиваться новые войска – пехотные дивизии и танковые бригады. В результате к началу наступления РККА группировка Жукова имела в наличии около 57 тысяч человек, более 500 орудий и минометов, 498 танков и 516 самолетов.

Японцы также накапливали силы, рассчитывая атаковать 24 августа. Одновременно с концентрацией живой силы и техники велись работы по возведению оборонительных сооружений.

20 августа советские войска пошли в наступление, на 4 дня упредив японцев. Удар был настолько неожиданным, что в течение первого часа в ответ не прозвучало ни одного артиллерийского выстрела. Командование японской армии не смогло сразу определить направление главного удара: предполагалось, что советско-монгольские войска наступают равномерно по всему фронту. На самом деле, главный удар был нанесен южной группой войск. Ошибка японского командования привела к тому, что при сильной обороне центра японцы не смогли надлежащим образом защитить фланги. В результате 26 августа 1939 года советские войска полностью окружили 6-ю армию японцев. Попытки деблокировать окруженную группировку провалились.

28 августа началось подавление японского сопротивления в районе высоты Ремизова — последнего узла обороны. К тому времени была почти полностью выведена из строя артиллерия японцев, у них оставались только минометы и пулеметы. Около 400 японских солдат, пытавшихся ночью пробиться из окружения, были полностью уничтожены в яростной схватке, дошедшей до рукопашной.

К утру 31 августа территория Монголии была полностью очищена от японских войск. После этого наземные бои снова затихли, зато возобновились воздушные сражения. Но и здесь Япония успеха не добилась, потеряв около 70 самолетов при 14 сбитых советских. Осознав свое поражение, японцы попросили о перемирии, которое было подписано 15 сентября 1939 года.

Одним из важнейших итогов советской победы на Халхин-Голе следует считать то, что японцы так и не напали на СССР во время Второй мировой войны. Даже требования Гитлера не добавили им решимости. Поражение привело к правительственному кризису в Японии.

Из негативных последствий для СССР следует отметить, что победа советских войск заставила военных излишне оптимистично относиться к уровню готовности Красной Армии к войне. В 1941 году за это пришлось заплатить дорогую цену. Тем не менее, триумф советского оружия на Халхин-Голе, вне всякого сомнения, заслуживает уважения и гордости потомков.
-----------------------------------
Источник: worldoftanks.ru
Прикрепления: 1150722.jpg(87Kb) · 1267090.jpg(138Kb)


Сообщение отредактировал Andrey_Hard - Суббота, 05.01.2013, 12:39
 
JonnyДата: Суббота, 05.01.2013, 15:07 | Сообщение # 2
нагибатор
Группа: модераторы
Сообщений: 291
Награды: 3
Репутация: 15
Статус:
Статья не плохая, но явно написана с патриотическим уклоном ребятами из Варгейминга, создателями игры про фантастические танки! Не указаны источники инфы, а это значит что писали по советским учебникам. Не буду разбирать всю статью, победа на Халхин-Голе не оспорима и её влияние на историю тоже. Но подкоректирую воздушные бои, они были не так победоносны как описывают выше.При чём источники взял не с запада, а всё теже советские!

Составы ВВС

Истребительные силы СССР были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз.

Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Истребители Nakajima Ki.27. 1939г.


Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.

В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).

27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.

Вот что пишет об этих боях Григорий Приймук (летал на И-16 в составе 1-й эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка, был командиром звена. Одержал 5 побед ( 2 самолёта сбил лично и 3 в составе группы ):
"Признаться, война на Халхин-Голе началась для нас неудачно. Мы, по существу, были к ней не готовы. Первый бой, состоявшийся 28 мая (более вероятно, 27 мая — прим.), наша эскадрилья проиграла вчистую — мы еще не умели вести атаку, да и материальная часть оказалась неисправной.

Только взлетели, у моего двигателя отказала тяга — винт вращается вхолостую, самолет, сломав строй, начинает отставать от эскадрильи; я попытался увеличить обороты, но мотор остановился намертво. Пришлось идти на вынужденную посадку. Выпрыгиваю из кабины, осматриваю свой И-16 — никаких повреждений не заметно, только капот двигателя и нижняя поверхность центроплана забрызганы маслом. Хорошо хоть, аэродром рядом — пригнали оттуда машину-пускач, взяли мой самолет на буксир и притащили обратно. Вскоре вернулись и остальные истребители эскадрильи — так что, можно сказать, наш первый вылет закончился, едва начавшись. Я пошел докладывать о неисправности командиру — тот меня облаял, хотя моей вины в остановке мотора не было..."


Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек — наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) — пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.

…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.

Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

Боевые потери ВВС СССР:

И-15бис - 65
И-153 - 22
И-16 - 105
И-16п - 4

Боевые потери ВВС Японии

Nakajima Ki.27 - 96
Kawasaki Ki.10 - 3
Mitsubishi Ki.21-I - 7
Fiat BR-20 - 7
+ 51 по неизвестным причинам в том числе и самолёты манчжурской авиакомпании

P.S. Из всего выше описанного можно сказать что ни одна из сторон не имела ощутимого превосходства в воздухе!
-------------------------------------
Источники:
Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. — М.: «Техники — Молодежи», 2002.
Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба»
Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008.
Прикрепления: 7564286.jpg(77Kb) · 7153235.jpg(44Kb)




 
Andrey_HardДата: Воскресенье, 06.01.2013, 06:59 | Сообщение # 3
Танковых дел мастер
Группа: модераторы
Сообщений: 41
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Уважаемый Jonny, спасибо конечно за дополнения. Но за что вы так Советскую власть то ненавидите?! СССР вам победу подарила или вы хотели бы жить рабом в третьем рейхе?! В моей статье нигде не сказано что воздушные бои были столь победоносны. Да и чтож вы так потери японцев занизили, по оф.данным они составили 646 самолётов!

 
JonnyДата: Воскресенье, 06.01.2013, 13:15 | Сообщение # 4
нагибатор
Группа: модераторы
Сообщений: 291
Награды: 3
Репутация: 15
Статус:
Цитата (Andrey_Hard)
Уважаемый Jonny, спасибо конечно за дополнения. Но за что вы так Советскую власть то ненавидите?! СССР вам победу подарила или вы хотели бы жить рабом в третьем рейхе?! В моей статье нигде не сказано что воздушные бои были столь победоносны. Да и чтож вы так потери японцев занизили, по оф.данным они составили 646 самолётов!

Ну,ну, вот только не надо меня фашистёнком представлять! Мне победу дед подарил и русский народ, а твоя советская власть таких как я в ГУЛАГе по 58-й гнобила! Но не будет отходить от темы, чтоб твой воспалённый мозг советской пропагандой окончательно не заклинил.
Откуда взяты цифры 646? Официальными данными вы называете газету "ИЗВЕСТИЯ",аха,ха, предатель В.Суворов и то не так брешет.




P.S. Надеюсь я дал вам развернутый ответ?!
---------------------------------------------
Источники:
Кондратьев, Вячеслав Халхин-Гол:Война в воздухе
Echiro Sekigava. The Undeclared Air War. Air Enthusiast, May-July 1973.
МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННОГО АРХИВА
Фонд 32113, опись 1, д. 437
Фонд 32113, опись 1, д. 519






Сообщение отредактировал Jonny - Воскресенье, 06.01.2013, 13:19
 
Andrey_HardДата: Четверг, 10.01.2013, 20:04 | Сообщение # 5
Танковых дел мастер
Группа: модераторы
Сообщений: 41
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Под ником Jonny скрывается Анатоле Васерман!!! surprised
----------
p.s. Спасибо за подробный ответ!


 
Форум » Военная история » Знаменитые сражения » Конфликт на реке Халхин-Гол (май - сентябрь 1939)
Страница 1 из 11
Поиск: