А.И. Покрышкин - Форум - RusWars
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Jonny  
Форум » Военная история » Асы войны » А.И. Покрышкин (авиация, пилот, ссср, вторая мировая)
А.И. Покрышкин
romisДата: Пятница, 21.12.2012, 07:29 | Сообщение # 1
Основоположник
Группа: администраторы
Сообщений: 1192
Награды: 11
Репутация: 68
Статус:


ПОКРЫШКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ




Среди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.

Наверное, не будет преувеличением заметить, что в конце Второй Мировой войны А. И. Покрышкин был не только самым известным в мире лётчиком, но и самой авторитетной, наряду с И. Полбиным, фигурой в советской авиации. "Ахтунг ! Ахтунг ! Покрышкин в воздухе !" - эта фраза была не только находкой советской пропаганды: начиная уже с весны 1943 года немецкие посты оповещения, используя агентуру, настоятельно предупреждали - знаменитый русский ас в воздухе. Что означало - усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, "охотникам" набрать высоту, молодёжи возвратиться на аэродромы. В годы войны он командовал эскадрильей, полком, дивизией, и всегда его часть находилась в ряду самых результативных подразделений Красной Армии.

Тому, кто собьёт русского аса, сулили высокие награды, да и в желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась не по зубам даже очень опытному врагу. И дело было не только в исключительном мастерстве Покрышкина. Уместно вспомнить, что в его эскадрилье, а затем в полку и дивизии состоялись такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Когда такая группа вела бой, рассчитывать победить её командира было, по меньшей мере, неосторожно.

Боевое крещение Покрышкин получил в первые же дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка. Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.

23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятёрку Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из "Мессеров". Заворожённый видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил повреждённую машину на свой аэродром.

3 июля 1941 года лётчик был сбит над Прутом огнём зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ-3, проведя десяток штурмовок на И-16 и заслужив... нерасположение комдива, углядевшего в его действиях строптивость. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив её "Тактика истребителей в бою". Эти заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать, к сожалению, всё это достояние не издано сколько - нибудь полно, но по своему влиянию на судьбы тысяч людей, на сам ход воздушной войны, оно не сравнимо ни с какими другими теоретическими построениями или практическими указаниями. ( Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооружённых Сил. )

Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь его подбивают. 5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме-109. Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме-109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ".

"Перед самой землёй, - вспоминал А. И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя - не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идёт к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание..."

Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим.

В документах дивизии, во всяком случае, Покрышкин числится в списке из 7 лётчиков, сбивших на 22 декабря 1941 года 5 и более самолётов противника и имеющих более 150 боевых вылетов. После смерти мужа М. К. Покрышкина нашла в личном архиве лётчика записи, в которых он в последний год жизни по памяти записал успешные воздушные бои первого года. Итог: сбито в воздухе - 11 самолётов ( 7 Me-109, 2 Hs-126, 2 Ju-88 ); подбито в воздухе 8 самолётов ( 4 Mе-109, 2 Ju-88, 2 Hs-126 ); уничтожен на аэродроме - 1 Ju-87; подбито на аэродроме 2 Ju-87. Всего самолётов сбито и подбито - 21.

Однако самыми страшными для него оказались не "Мессера" и "Юнкерсы"...


Первый боевой вылет после длительного перерыва лётчики эскадрильи капитана А. Покрышкина совершили 14 апреля и добились успеха - сбили 2 Ме-109 ( один из них - на его счету ). Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приёмов, разработанных Александром.

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года - воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение было самым напряжённым во Второй Мировой войне: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолётов. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика - истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из - под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле.

"Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".

Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. В тот день 12 самолётов 16-го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 - 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим - Гвардии подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Гвардии старшего лейтенанта А. Труда.

Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 пикировщиков Ju-87 и штурмовиков Hs-129, прикрываемые 8 истребителями FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.

Истребители Г. А. Речкалова и А. И. Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанес удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардировщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов, 4 из которых были на счету Александра Покрышкина.

Этот блестящий бой нашёл потом отражение в описаниях и схемах, на нём училась авиационная молодёжь. Однако маневры Покрышкина в этом бою были столь резки и стремительны, что к концу схватки группа потеряла его, и 2-х штурмовиков он сбивает уже без свидетелей, в одиночку - они не были официально засчитаны на его боевой счёт.

Тем временем воздушное сражение над Кубанью разгоралось. Летать приходилось до 5 раз в день. И редкий вылет проходил без встречи с противником. Характерной для того периода была картина, когда пикирующий ЛаГГ-3 догонял "Мессер", которого преследовал "Як", и так далее. Истребители буквально гонялись друг за другом. Немецкие лётчики, теряя свои самолёты встрече с нашим асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении - "Внимание ! В воздухе Покрышкин !". Лишь за неделю боёв он лично сбил 6 самолётов врага, а лётчики его эскадрильи - 29 !

В этих боях проявилось не только его лётное мастерство. Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приёмы были взяты на вооружение в авиационных частях. Так, во время патрулирования, советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

До конца войны Александр Иванович оставался единственным трижды Героем Советского Союза. Георгий Константинович Жуков был награждён третьей медалью "Золотая Звезда" 1 июня 1945 года, а Иван Никитович Кожедуб 18 августа того же победного года.

На рассвете 12 января началась стратегическая Висло - Одерская операция. После колоссальной силы артподготовки войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов пошли вперёд. Под могучими ударами рушились рассчитанные Гитлером на тысячелетие опоры "Третьего рейха". Ставка Верховного Главнокомандования планировала это наступление на 20 Января, но сроки были изменены по просьбе союзников, которых немцы потрясли своим последним натиском в Арденнах в декабре 1944 - январе 1945-го...

Европейская сырая, неуютная зима сменялась весенними туманами и распутицей. Нелётная погода какое-то время не позволяла развернуться во всю мощь советской авиации. На боевые вылеты направлялись только "старики", опытные лётчики. В первый день наступления был подбит зениткой один из любимых учеников Покрышкина - командир 1-й эскадрильи 16-го Гвардейского авиаполка Гвардии капитан Виктор Иванович Жердёв. Тяжело раненный, он немного не долетел до своих... Отступавшие немецкие пехотинцы сорвали с лётчика гимнастёрку с орденами, закололи его ножами... Было "старику", одному из лучших асов дивизии, 25 лет... Прощаясь с Жердёвым, Александр Иванович второй раз за всю войну, как и на похоронах Александра Клубова, не смог сдержать слёз.

9-я Гвардейская дивизия прикрывала в Висло - Одерской и Берлинской операциях 3-ю Гвардейскую танковую армию П. С. Рыбалко, 5-ю Гвардейскую армию А. С. Жадова, 52-ю армию К. А. Коротеева, 4-ю Гвардейскую танковую армии Д. Д. Лелюшенко.

Покрышкин продолжает участвовать в боевых вылетах. 16 января с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил пикировщик Ju-87.

В одной из штурмовок отказывает оружие, но отвернуть от зенитной батареи уже нельзя - сразу собьют в упор. Лётчик подавляет зенитчиков психологически, пикируя на батарею почти до самой земли. Инженер Копылов спрашивает - как в вырезах кока винта могли оказаться иглы сосновой хвои ?

В феврале 1945 года, не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, Покрышкин решил использовать часть автострады Бреслау - Берлин. Со своим ведомым Г. Голубевым, он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра уже размаха крыльев "Аэрокобры". Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.

Илья Давидович Гурвиц, в 1944 - 1945 годах механик по электро - и радиооборудованию самолёта А. И. Покрышкина, после войны вспоминал:

"Нашему комдиву летать запрещали, но могу подтвердить как механик звена управления, он летал регулярно, до последних дней войны. Игнорировал он этот запрет !.. Когда воздушных боёв стало немного, Покрышкин приказал смонтировать на "Кобрах" держатели для 100-килограммовой бомбы. Сам штурмовал и бомбил..."

Продолжая летать во главе групп лётчиков своей дивизии, Покрышкин последние боевые вылеты совершил уже над Берлином. К концу войны он совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолёта лично и 6 - в составе группы.
Прикрепления: 7940423.jpg (123.7 Kb) · 1892305.jpg (18.7 Kb) · 1546910.jpg (43.9 Kb) · 0815362.jpg (41.7 Kb) · 3899088.jpg (27.2 Kb) · 2056813.jpg (43.5 Kb)
 
Форум » Военная история » Асы войны » А.И. Покрышкин (авиация, пилот, ссср, вторая мировая)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: